Программа формирования антикоррупционной культуры в школьной среде в контексте духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания


1. Общие положения
1. Настоящая Программа формирования антикоррупционной культуры
в школьной среде в контексте духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания (далее – Программа) разработана
в соответствии с Концептуальными основами воспитания и определяет порядок проведения воспитательной работы, который включает в себя организацию воспитательных мероприятий антикоррупционного характера для детей, которые обучаются по программам начального, основного среднего, общего среднего образования.

2.Цель и задачи воспитательной работы
2. Целью настоящей Программы является создание условий в школе для становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и социально компетентного гражданина и патриота.
3. Для реализации указанной цели ставятся следующие задачи:
1) реализация мер, направленных на духовно-нравственное
и гражданско-патриотическое воспитание;
2) укрепление доверия обучающихся к институтам государственной власти;
3) формирование у обучающихся политико-правовых знаний;
4) формирование у обучающихся нравственно-этических ценностных основ антикоррупционного поведения.
4. Для проведения комплекса мероприятий используются следующие виды воспитания:
1) нравственное воспитание направлено на формирование морально-этических установок, формирование у каждого школьника нулевой терпимости к коррупции;
2) социально-правовое воспитание направлено на получение представления о сущности взаимоотношений между гражданином и государством, знания о правах и обязанностях, убеждение в необходимости соблюдения правовых норм, осознание общественной опасности коррупции;
3) эстетическое воспитание направлено на развитие у школьников понимания красоты произведений искусства, литературы, содействующее воспитанию у школьников эстетического вкуса и доброжелательного и патриотического отношения к окружающей действительности.
3. Организация воспитательной работы
5. Организация воспитательной работы осуществляется в учебных заведениях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования (далее - общеобразовательные школы).
6. Руководство воспитательной работой возлагается на руководство общеобразовательной школы и педагогического работника, осуществляющего классное руководство.
7. В общеобразовательных школах проводится комплекс мероприятий, направленных на формирование антикоррупционной культуры в школьной среде, то есть сохранение и укрепление системы ценностей, отражающей нетерпимость к коррупции, в том числе формирования у школьников стремления к соблюдению требований законов, повышению образовательного и культурного уровня.
8. В общеобразовательных школах создаются добровольные школьные клубы «Адал Ұрпақ», которые оказывают содействие и участвуют
в организации воспитательной работы.
9. Организационной основой воспитательной работы являются:
1) комплексный план воспитательной работы общеобразовательной школы на соответствующий учебный год;
2) план воспитательной работы педагогического работника, осуществляющего классное руководство;
3) план работы добровольного школьного клуба «АдалҰрпақ».
10. Предусмотренные в пункте 9 настоящей Программы планы формируются согласно Модельному плану воспитательной работы
по формированию антикоррупционной культуры в школьной среде (прилагается).
11. В планах отражаются основные направления воспитательной работы, проведения календарных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционной культуры, взаимодействия с общественными организациями, уполномоченным органом по противодействию коррупции и иными государственными органами.
12. В проведении воспитательной работы могут участвовать граждане и попечительские советы, родительские комитеты, общественные объединения, уполномоченный орган по противодействию коррупции и иные государственные органы.

4. Добровольные школьные клубы «Адал Ұрпақ»
13. Основными задачами добровольных школьных клубов «Адал Ұрпақ» являются формирование антикоррупционной культуры в школьной среде, поощрение инициатив по укреплению нетерпимого отношения к коррупции, участие в организации мероприятий антикоррупционного характера.
14. Добровольные школьные клубы «Адал Ұрпақ» состоят из секций следующего характера: антикоррупционные знания; антикоррупционная информация и творчество; культурно-массовые мероприятия.
15. Секция антикоррупционные знанияпринимает участие в организации лекций, «круглых столов» и других просветительских мероприятий.
16.Секция антикоррупционная информация и творчество участвует в организации мероприятий и конкурсов на лучшие видеоролики, рисунки, сочинения.
17. Секция по культурно-массовым мероприятиям участвуют в организации акций, флэш-мобов, диалоговых площадок, встреч с представителями общественных, ветеранских организаций, государственных органов и организаций и других социально-значимых мероприятий.
5. Модельный план воспитательной работы по формированию антикоррупционной культуры в школьной среде.


Наименование
Рекомендации
Целевая группа
Сроки
1
2
3
4
5
Раздел I. Организационно-подготовительные мероприятия
1
Организовать деятельность добровольного школьного клуба «Адал Ұрпақ»
Добровольные школьные клубы «Адал Ұрпақ» создаются при содействии руководства общеобразовательной школы, педагогических работников, осуществляющих классное руководство, как правило, детьми, которые обучаются по программам основного среднего и общего среднего образования
Учащиеся
5-11 классов
Сентябрь
2
Утвердить комплексный план воспитательной работы общеобразовательной школы на соответствующий учебный год; планы воспитательной работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство; план работы добровольного школьного клуба «Адал Ұрпақ»
План должен содержать наименования мероприятий, ответственных за их исполнение, участников мероприятия,
сроки проведения мероприятий
Учащиеся
1-11 классов
Сентябрь
3
Создать постоянно обновляемый уголок «Парасатты азамат»
Главное предназначение уголков - воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, нравственных чувств и этического сознания, культуры неприятия коррупции, воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Учащиеся
1-11 классов
Сентябрь
4
Включить в тематические планы классных часов вопросы по повышению нравственной и правовой культуры обучающихся
Необходимо особое внимание уделять формированию таких нравственных качеств как совесть, честь, достоинство, ответственность, честность, справедливость и др.
Учащиеся
1-4 классов
Сентябрь
Рекомендуется культивировать такие качества личности как патриотизм, гордость за Родину, уважение к общественному порядку, трудолюбие, ответственность, дисциплина, знание и уважение правовых основ. Основная задача антикоррупционного воспитания в этой возрастной группе - формирование правового сознания.
Учащиеся
5-8 классов
В работе со старшеклассниками главной задачей системы антикоррупционного воспитания должно стать формирование у обучающихся антикоррупционной позиции.
Учащиеся
9-11 классов
5

Провести родительское собрание
Раскрыть в ходе собрания роль семьи в правовом воспитании и формировании культуры неприятия нарушений, в том числе коррупционных. Дать родителям практические рекомендации по воспитанию у детей уважения к праву, законам и правопорядку.
Учащиеся
1-11 классов
Сентябрь
Раздел II. Реализация комплекса календарных мероприятий
6
Дискуссионный практикум «Основы общественного порядка»
Основной формой осуществления практикума будет являться дискуссия, в ходе которой учащимся будет предложено высказать свое мнение.
Предлагается разделить участников на 2 группы.
1 задание
Раскрыть понятие «Нулевая терпимость к правонарушениям».
Почему так важно сформировать в обществе культуру «нулевой терпимости к беспорядку»?
2 задание
Обосновать утверждение «Коррупция – подрыв доверия общества и государства к государственному служащему».
Что может сделать каждый? Каким будет государство без коррупции?
Учащиеся
9-11 классов
Сентябрь
7
Месячник «Казахстан - правовое государство»
Сюжетно-ролевая игра «Выборы Главы класса»согласно принципам избирательного права страны
Учащиеся
1-4 классов
Октябрь
Встреча с ветеранами государственной службы, государственными служащими на тему: «Мемлекеттік қызмет – өмірлік ұстаным»
Учащиеся
5-8 классов
Круглый стол «Наш выбор - правовое государство»
В ходе круглого стола предлагается обсуждение базовых принципов функционирования правового государства, а также особенности формирования правового государства в нашей стране
Учащиеся
9-11 классов
8
Конкурс рисунков среди учащихся «Образ честного и неподкупного труда»
Основной идеей организации конкурса является популяризация стержневых, «якорных» общегражданских ценностей Мәңгілік Ел. Это - равенство всех перед законом, трудолюбие, честность.
Учащиеся
1-4 классов
Ноябрь
9
Деловая игра «Получение государственной услуги»
Главная цель данного мероприятия – показать, что государство является «сервисной площадкой». Базовой идеей при этом должно стать понимание того, что госаппарат содержится налогоплательщиками, которые вправе ожидать исчерпывающего и своевременного предоставления всего спектра государственных услуг на самом высоком уровне.
Групповая работа, в ходе которой одна группа учащихся демонстрирует «как надо» оказывать государственную услугу, то есть оказывающий государственную компетентен, вежлив и ориентирован на нужды услугополучателя, другая - «как не надо»: услугодатель груб и некомпетентен.
Учащиеся
5-8 классов
Декабрь
10
Конкурс проектов «Карта коррупционных правонарушений»
В течение месяца учащиеся должны проводить мониторинг региональной прессы за прошедший год.
По результатам мониторинга составить карту коррупционных правонарушений в регионе.
Учащиеся
9-11 классов
Январь
11
Театральная постановка
Организовать для детей постановку, в которой пропагандируются: совесть, честь, достоинство, ответственность, доброта, милосердие, честность, справедливость и др.
Учащиеся
1-4 классов
Февраль
12
Конкурс эссе «Мемлекттік қызмет – елдің мүддесіне адал еңбек»

Главная цель конкурса – популяризация среди подрастающего поколения понимания государственной службы, как важнейшего института, призванного реализовывать цели и приоритеты развития страны, добросовестно служить интересам и удовлетворять ежедневные потребности каждого гражданина
Учащиеся
5-8 классов
Март
13
Конкурс видеороликов «Транспарентное и подотчетное государство»
Главная цель конкурса –продемонстрировать достижения Казахстана в решении задач, направленных на формирование открытого и подотчетного обществу государства
Учащиеся
9-11 классов
Апрель